Вход  
 
Логин:
Пароль:
Запомнить меня: 


Регистрация
Забыли пароль?
Список пользователей
 
     
  Последние статьи  
 
16.08.2014 в 04:59
Конференции и научные чтения кафедры ботаники и общей экологии
Научная жизнь кафедры ботаники и общей экологии Института естественных наук и би...
Просмотров: 24830

16.08.2014 в 04:58
Международная летняя школа «Биоразнообразие Северной тайги» - 2014
В период с 30 июня по 10 июля 2014 года состоялась международная летняя школа «Б...
Просмотров: 4519

06.08.2014 в 17:00
2014
Только двое.
Просмотров: 4326

06.08.2014 в 16:40
• Студ-арт
Победители направления студ-арт:
Просмотров: 4279

06.08.2014 в 16:39
• Студ-наука
Победители направления студ-наука:
Просмотров: 4338

Статей: 3414
 
     
  Счетчики  
 
Посетители
 Визитов сегодня: 9259
 Посетителей сегодня: 1678
 Визитов всего: 7543010

Операционные системы
 Windows: 503638
 Linux: 459760
 Mac: 150690
 FreeBSD: 23
 SunOS: 15
 Lynx OS: 6
 Unix: 5

Браузеры
 Chrome: 497536
 Safari: 340967
 Firefox: 142967
 Opera: 80919
 IE: 61718
 Netscape: 132

Поисковики
 Yandex: 830144
 Google: 600233
 Mail: 139290
 Yahoo: 59562
 MSN: 15883
 Twiceler: 4125
 Rambler: 2586
 Aport: 190

 
     
  Просмотр статьи  
 

Об институте → Предыстория → Архивные материалы

Содержание программ предметов естественного цикла в Архангельской духовной семинарии и их анализ
В число предметов естественнонаучного цикла, преподаваемых в Архангельской духовной семинарии, входили: география, физика, естественная история и сельское хозяйство, медицина.

Начиналось преподавание этих наук со среднего отделения: в первый год обучения - физика и естественная история; во второй год - продолжение курса естественной истории, а также сельское хозяйство; в высшем отделении в первый год обучения продолжение курса сельского хозяйства и медицина; во второй год - продолжение преподавания курса медицины.

Программа по физике
В Архангельской духовной семинарии преподавание физики началось с 1747 года и продолжалось на протяжении всего периода её существования, в то время как, например, преподавание естественной истории и сельского хозяйства было прекращено и это учебное время было отдано богословию. Всё это говорит о достаточно серьёзном внимании к фундаментальным исследованиям и в то же время о понимании важности знаний о неживой природе.

Изучение физики велось по следующей программе (середина XIX века). Во введении к курсу «Физика» рассматривались понятие о физике, цель и определение физики. Следует отметить, что в это время в самой физике как науке происходили революционные перемены, различные разрозненные её разделы сближались, и постепенно складывалась единая физическая картина мира. В Архангельской духовной семинарии в основном курсе физики изучались следующие темы: «об общих свойствах тел, о силе тяжести, о воде, о воздухе, о теплотворе, о свете, об электричестве, о гальванизме, о магнетизме».

В главе «Об общих свойствах тел» давались понятия о теле, рассматривались три возможных состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное («воздухообразное»). Свойства тел: протяженность и форма тел, свойства «проницаемости и непроницаемости тел» (по всей видимости, здесь рассматривалась способность тел в разных агрегатных состояниях препятствовать прохождению сквозь них других тел), сжимаемость, «притяжимость» (скорее всего, здесь имелась в виду способность твёрдых тел сохранять свою форму и объём, жидких – только объём, и отсутствие у газообразных тел собственных объёма и формы) и упругость тел.

В главе второй рассматривалось понятие о силе тяжести, её действии на тела, о плотности земного шара и веществ, входящих в его состав.

В главе «О воде» рассказывается о составных частях воды, равномерном давлении жидкостей, о равновесии жидких тел (в современной формулировке – закон Паскаля для жидкостей и закон сообщающихся сосудов).

Глава четвёртая посвящена воздуху. В ней говорится о составных частях воздуха и об отличительных свойствах газов, всестороннем давлении воздуха (закон Паскаля для газов), о величине давления воздуха, о барометре.

В пятой главе давалось понятие о «теплотворе, его свойствах: распространяться во все стороны в виде лучей или прямых линий, об отражательной способности тел относительно теплотвора» («теплотвор», или иначе «теплород» - невесомая субстанция, присутствующая в каждом теле и являющаяся причиной тепловых явлений; подразумевается современное понятие «количество теплоты», и рассматривается теплопередача излучением), о термометрах, о теплопроводности тел: а) жидких, б) твёрдых, в) воздухообразных, о тепловом расширении тел, их таянии и плавлении, о плотности и упругости паров, «о причинах неравноправного разделения теплопровода по земной поверхности» (здесь, скорее всего, рассматривались вопросы о тёплых и холодных водных и воздушных течениях в Мировом океане и атмосфере), в конце главы перечислены «водяные метеоры» (от греческого meteoros – «парящий в воздухе»): а) роса, б) иней, в) туман, г) облака, д) дождь, е) снег.

Шестая глава рассказывала о свете. В ней давались теории света, явления света, катоптрика (раздел оптики, в котором изучается теория изображений, получаемых в зеркально отражающих поверхностях), диоптрика (раздел оптики, в котором изучается теория изображений, получаемых при преломлении света в прозрачных телах – линзах, призмах и т.д.), хроматизм (устаревшее название учения о цвете), зрение.

Глава седьмая посвящена электричеству (в современной терминологии точнее говорить об «электростатике»). Она включает в себя понятие о электричестве, его проводниках и непроводниках (теперь – диэлектриках), электричество стекла и смолы (то есть электризация тел трением – например, стекла о шёлк, янтаря (греч. «elektron» - смола, янтарь) о шерсть), взаимное притяжение разнородных и отталкивание однородных предметов (закон Кулона о взаимодействии электрических зарядов), теория электричества, его распространение, электрическая машина и электрофор (различные разновидности устройств для накапливания электрического заряда на телах за счёт электризации трением), лейденская банка (первый электрический конденсатор – ртуть, налитая в сосуд, и металлическая фольга, обворачивающая сосуд, играют роль обкладок), электрическая батарея (батарея конденсаторов).

В восьмой главе речь идет о гальванизме (в современной терминологии – учение о постоянном электрическом токе). В ней даются понятия о гальванизме, о гальванических батареях, действия гальванического тока: а) физические, б) физиологические, в) химические.

Заключительная, девятая, глава называется «Магнетизм». Это был для того времени самый передовой край физической науки. Она включает в себя следующие пункты: естественный магнетизм, понятие о магнетизме, магнитные полюса, распространение магнетизма в магните (видимо, имеется в виду ослабление магнитных свойств в удалённых от полюсов частях магнита), различие в магнитных полюсах, влияние магнита на железо, сила, задерживающая магнетизм (то есть магнитная экранировка, или защита от магнитного поля), приготовление искусственных магнитов, северный и южный полюсы магнита, «намагничивание посредством света и тепла» (?) (по всей видимости, здесь рассматривали некоторые теории того времени, не получившие дальнейшего подтверждения), магнитные отклонения и склонения от земного магнетизма (то есть в современных терминах магнитное поле Земли, его интенсивность и форма), влияние магнитной земли на мягкое железо (не совсем ясно, о чём шла речь).

Таким образом, в рассматриваемом курсе достаточно подробно были рассмотрены все основные физические теории того времени (естественно, не на университетском, но всё-таки достаточно высоком уровне). Хочется отметить только практически полное отсутствие кинематики и динамики, то есть Ньютоновской механики (рассказывалось только о силе тяжести). В то же время очень подробно освещались вопросы строения вещества и термодинамики (главы 1 и 5) и электродинамики (главы 7, 8 и 9). По окончании курса ученики получали для того времени хорошие и систематические знания по физике.

Авторы: Гуралецкая Я.А., Ешевский О.Ю.


Дата редактирования: 08.05.2010 в 19:36
Дата публикации: 27.03.2009 в 14:13
Просмотров: 2355
Редактор: Domenik
 
     
  Наш опрос  
 
Повторим через 14 лет знаменитый опрос лауреата Нобелевской премии по физике В.Л. Гинзбурга об отношении к религии и вере. Итак, кем Вы себя считаете:

Я - атеист, отрицаю существование Бога (богов)
Я верую в существование Бога и исповедую религию (какую-либо)
Я верую в существование Бога, но не придерживаюсь какой-либо религии
Я - агностик; не знаю, существует Бог или нет


Проголосовало: 566 чел.
 
     
  Наша галерея  
 
Последние фото
20.03.2024 в 00:11
Autumn, you look like my sadness, autumn...

Последние комментарии

Rumata
19.03.2024 в 01:59


Rumata
09.09.2016 в 00:42
Oh, what an absurd...

Rumata
09.12.2013 в 04:09
А что, большая часть народа до 5 курса добралась...

DasModell
22.04.2013 в 22:50
Чёрт побери... Помню этот взгляд! )))))

Rumata
26.10.2012 в 03:46
Ага. Коля колет, Валя валит, Женя женит, а Люба - любит...

Случайное фото

Пирожковой больше нет, от неё простыл и след, сок там был (не винегрет), так ведь нет: выходили из избы здоровенные жлобы, порубили стенки все на гробы...

Фотографий: 3364
 
     
  Наш календарь  
 
23 Ноября 2024

ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

События

23 ноября 1978 года - в Архангельске родилась Наталья Николаевна Нуромская, преподаватель кафедры информатики, ВТ и методики пре...
23 ноября 1837 г - в Лейдене (Нидерланды) родился Иоханнес Дидерик Ван дер Ваальс, нидерландский физик. Основные работы посвящен...

Найдено событий: 2
 
     
     
  © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Институт естественных наук и биомедицины 2005 - 2024 г.