Студенты вспоминают: 3 группа: Нас было 2 группы физиков: как всегда №3 и №4. Наши кураторы, соответственно, Г.Н.Колпачников и З.Н.Ивонинская. Сформированные из вчерашних школьников группы студентов выехали на сельхозработы. Мы ударно работали на уборке картофеля, моркови, турнепса; наши мальчишки – на зернотоке. Спали на матрацах, брошенных на пол, по очереди варили завтрак и ужин в русской печи, читали, спорили, а значит все сдружились в колхозе, и в институт досрочно вернулись коллективом. На очередном факультетском вечере были представлены «дедам» и стали жить… Какими мы были и какими стали? Разными… Мы жили насыщенной творческой жизнью в студенческие годы. Первые 2 года потрачены девушками на изучение медицины: латынь, терапия, хирургия, практика в больницах – 2 раза в неделю; ставили горчичники, банки больным, делали инъекции себе и больным, измеряли артериальное давление и т.д. 2 года обучения в институте физики мы «в глаза не видели». Была математика (математический анализ) с молодым педантичным Эрнстом Оттовичем Зеелем, который напоминал нам время от времени, что «высшее образование пока в нашей стране не обязательно». Была аналитическая геометрия с Левандовской А.М. Были педагогика (с К.В.Шалиной), история КПСС (с Мымриным Г.В.) и т.д. На этом фоне можно выделить психологию, которую начал читать Сеннов В.Г. На лекциях он время от времени призывал прекратить писать «конспекты на родину» и подавлял нас своими знаниями и интеллектом, а также пониманием того, что было в институтской и областной научной библиотеках; мы ходили на психологический кружок. После 1-го и 2-го курсов была обязательная практика вожатыми в пионерском лагере – время безумно творческое и интересное. После 3-го курса мы поехали стройотрядом убирать фрукты в с/х «Выгодянский» Одесской области. Командир - Быкова Л.В. («взрослых» руководителей у нас не было). Многие из нас тогда впервые увидели, как растут персики, виноград, арбузы, купались впервые в море. О том, что мы будем изучать физику по специальной университетской программе, мы услышали в начале 3-го курса. Механику нам читал Павел Васильевич Дубровин, молекулярную физику – Геннадий Николаевич Колпачников, оптику – Геннадий Дмитриевич Копосов, электротехнику – Антон Дмитриевич Чирцов, методику физики – Валерий Анатольевич Ивонинский, радиотехнику – начинал читать Суровцев А.Н., теоретическую физику в то время на физмате знал лишь Игорь Александрович Плотицын, поэтому на 4-м курсе мы слушали его лекции по 8 часов в день, только успевая менять тетради по разным предметам. Мы учились, успевая готовиться к многочисленным семинарам и прочитывать все новинки художественной литературы в читальном зале; еженедельно обсуждали политические события в нашей стране и за рубежом – на политинформациях, которые проводили сами, ходили в традиционные физматовские походы на Лаю (на лыжах и пешком); по вечерам играли в волейбол в спортивном зале, дежурили на «станции» (астрономической) с молодым В.В.Видякиным; пели бардовские песни под гитару с Колей Максимовым; снимали первые фильмы про себя и нашу физматовскую жизнь; влюблялись, женились и уезжали «отрабатывать» в деревню. Даже лаборанты на физмате были Личностями: мы все помним Галину Евгеньевну Тестову, Людмилу Николаевну Павлову. Мы учились на физмате в то время, когда на физматовские вечера приходила незабвенная Алиса Христиановна Дрихель, галантно поддерживаемая за локоток Валерием Анатольевичем Ивонинским. Нас учили на физмате корифеи и Личности. Мы просто не могли не стать сами Личностями. С нами учились: Михаил Васькин - бессменный декан факультета технологии и предпринимательства; Олег Подоплекин – человек, с которого начиналась вычислительная техника в нашем городе; Николай Максимов – заслуженный учитель РСФСР; Любовь Генриховна Пигли (Артюгина) – преподаватель высшей категории, отличник профтехобразования. В разные годы руководителями школ были: Сухих И. (Соловецкая средняя школа – директор), Бутусова Е.П. (Катунинская средняя школа – директор), Карельская Т.Г. – школа N22 г.Архангельска – завуч и т.д. «Наши люди» работают в Новосибирском академгородке (Шанина Н.Г.), в Севастопольском ВЦ (Шмочина), предпринимателем в Санкт-Петербурге (Шапкина В.С.), стихи нашей однокашницы Надежды Курятковой можно прочитать в областных газетах и сборниках поэзии. Видите какие мы получились разные, но неизменно по-человечески талантливые, а взлелеял нас физмат. За это ему огромное спасибо. Ему и всем нашим преподавателям, создающим в среде физиков человечную «экологически чистую» атмосферу – такую редкую теперь в наше время в нашей стране. Бутусова Е.П.
4 группа: Сентябрь, 1970 год – рождение 4-ой группы. Мы поступили в институт в интересное время. Раньше факультет выпускал учителей физики и математики, а с 1970 года отдельно можно было поступить и стать только учителем физики или только учителем математики. И впереди было 4 года учёбы. Шли мы по новой программе. Мы мечтали – главное и самое трудное поступить, а оказалось, что самое сложное удержаться и не вылететь. Сначала учиться было трудно, легче стало после 1-го курса, когда освоились. Потом нам самим было смешно над нашей наивностью, что конспекты по истории КПСС мы писали до 4-х утра. Потом, как и все студенты, мы научились списывать, сдавать по два зачёта в день и выкручиваться из самых неожиданных ситуаций. Сразу же нас, первокурсников, пустили в оборот, послав в знаменитый Устьянский район, в деревню Малодоры. Только там мы познакомились и узнали друг друга. Работали мы по-коммунистически: рубили капусту, копали картошку. Наши парни - Кожевников В., Тюнев В., Харитонов С., Книгин А. - самоотверженно, до мозолей на руках, строили коровник. Деревня была глухая, клуба не было, и все вечера мы проводили у костра, пели песни. Нам крупно повезло – у нас в группе оказался парень с гитарой – Коля Максимов из Северодвинска. Сейчас он плодотворно работает в одной из школ Коряжмы. Да и вообще нам повезло, парней было больше, чем в других группах. Песни, гитара, костёр сплотили нас, и закружилась, завертелась весёлая, беззаботная студенческая жизнь. Куда только нас после занятий не посылал комсомол – копать картошку в Заостровье, чистить цистерны от мазута, складывать доски на лесозаводе. И везде мы успевали. Сегодня, с высоты прошедших лет, нам кажется, что учиться было легко, не то что нынешним студентам. Большинство наших преподавателей были молоды. Мы боготворили их и даже влюблялись. Колпачников Г.Н. только что защитил диссертацию и преподавал физику, философию со 2-го курса вёл Ляпин С.Х., электротехнику – Суровцев А.Н. Они сами недавно окончили институт и очень хорошо понимали нас. О лучших преподавателях мы и не мечтали. Они ходили с нами в традиционный физматовский поход, и с ними запросто можно было играть в футбол. Зная, как тяжело живётся студентам, как ценна для них стипендия, они не снимали её всю, а только часть. Вспоминается такой случай: 1-й и 2-й курс мы изучали медицину, проходили практику в больницах. В больнице отдежурили, а утром проспали. И вот из-за этой медицины занятия пропускались. Потом, как известно, следовали «репрессии». Общественный совет факультета так наказал нас с Фефилатьевой Татьяной: одну стипендию разделили на двоих, т.е. вместо 28 рублей дали по 14. Корифеи физмата П.В. Дубровин, В.А. Ивонинский казались нам знатоками от бога. Мы их обожали, любили и побаивались. Юмор В.А. Ивонинского был особенный. Сидишь, бывало на практических занятиях, есть очень хочется, и просишься в буфет. А в ответ: «Сытое брюхо к науке глухо». Не знаешь – это разрешение или запрет, и потихоньку улизнешь. Мы очень благодарны Г.Д. Копосову, который требовательно и уважительно учил нас электричеству и оптике. Куратор группы З.Н. Ивонинская не досаждала нам поучениями, была спокойна и доброжелательна. С удовольствием ходили на лекции Э.О. Зееля, ценили его тонкий юмор и обаяние, конечно, мечтали потом стать такими же преподавателями, как он. Всегда хотели взять с него пример: «Самое свободное время,– говорил он, - у меня было в период сессии». А вот у нас, наоборот, как в той песне: «от сессии до сессии живут студенты весело…, но вот приходит сессия, студенты нос повесили – пришла пора экзамены сдавать». Уже на первом курсе выделились, как бы сейчас сказали, наши «умники и умницы». Любые задачи, как орехи, легко щелкал Васькин Михаил. Недаром он стал преподавателем, был деканом факультета технологии и предпринимательства. Это интересный человек, на его лекции с удовольствием ходили студенты, его юмор и обаяние покорял их. Но на экзаменах, говорят, он был очень строг и непреклонен. «Умом, честью и совестью» нашей группы была староста Перова Людмила. Она всё делала «ну очень добросовестно», особенно когда училась и отмечала наши прогулы. Из добросовестной студентки она стала очень хорошей учительницей, работая в 33 школе. Не отставали в учёбе Голдобина Нина, Тихонова Нина, Цикарева Таня, Пашова Тася и другие. Да и все мы старались и из нас получились неплохие учителя. В 95 школе сеет «умное, доброе, вечное» Шуверова Галина, в 36 школе – Федосеева Нина (Темнохуд), где-то в Котласе Теребихина Таня. К сожалению, не знаю где сейчас Разина Таня, Тюнев Виктор, Книгин Александр. Где-то директорствует Хватаева Надежда, а Нина Заостровцева многие годы была верна физмату, работая в одной из его лабораторий. Учителем физики во 2-ой школе г. Архангельска многие годы работает Крылова Татьяна. Её выпускники ей искренне благодарны: звонки, поздравления с 1 сентября не умолкают более суток. Пединститут оказался не только кузницей кадров для школ. Многие выпускники нашего курса работают в других сферах деятельности: Зыкова Людмила в агентстве Аэрофлота, Фефилатьева Таня и Борисова Нина в банке и т.д. Дух физмата – это что-то особенное: песни под гитару, походы, тусовки по поводу дней рождения и другое. Недаром говорят что «физики – лирики». Ребята тянутся к ним. А напоследок хочется сказать: «Как молоды мы были…, как чудесно было учиться на нашем физмате». Спасибо всем преподавателям. Сняткова В.В., учитель физики 17 школы. |