Эмблема факультета.
  • Главная
  • О факультете
  • Преподаватели
  • Наука
  • Абитуриент
  • Студент
  • Выпускник
  • Галерея
  • Гостевая
  • Форум
  • Регистрация
  • Контакты
  • Rambler's Top100


    Используется PHP.
         
     
    Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
    ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    Здравствуйте, Гость. Выполните вход.
    О факультете» История факультета » История развития науки на кафедре физики
    Г.Д.Копосов, зав. кафедрой общей физики



    П.В.Дубровин, зав. кафедрой физики в 1953-57 гг
    Л.И.Мокиевский, зав. кафедрой физики в 1957-66 гг
    Г.Д.Копосов в лаборатории, 60-е гг
    Г.Н.Колпачников
    А.С.Крылов на занятиях по электротехнике
    Н.Я.Ушакова, середина 90-х гг
    Л.А.Ворожцова, начальник УМУ
    В.А.Ильин
    Л.И.Меньшиков
    М.К.Есеев

         Прошло 75 лет с момента, когда в Архангельске был открыт институт, призванный готовить кадры учителей для образования Архангельской области. Одним из первых факультетов стал физико-математический. И это естественно, так как молодому Советскому государству нужны были профессиональные кадры инженеров. Подготовка таких кадров без достойного физико-математического образования, которое должно начинаться в школе, была невозможна.

         Известный тезис – кадры решают всё – по отношению к вузовскому образованию формулируется так: уровень подготовки специалистов в первую очередь определяется уровнем подготовки научно-педагогических кадров вуза. Процессуальный аспект этой проблемы фокусируется принципом соединения науки и образования. Для автора настоящей работы представляло интерес провести анализ исторического аспекта этой проблемы. Осознавая недостаточную компетентность в математической науке, автор ограничился анализом исторического аспекта воспитания научных кадров по физике. Как гласит народная мудрость, «своя рубашка ближе к телу».

         Первый этап развития физико-математического факультета, продлившийся 20 лет, можно охарактеризовать просто: есть образование, но нет учёных. Никто не приехал, никого не прислали. В это время работали замечательные педагоги, оставившие след в развитии факультета. Их имена известны всем выпускникам факультета тех лет: П.П. Покотило, Б.А. Кузнецов, П.В. Дубровин.

         Начало второго периода в развитии научных кадров связано с именами И.А. Плотицына и Л.И. Мокиевского. И.А. Плотицын закончил аспирантуру по теоретической физике, впоследствии возглавил кафедру математики и сконцентрировал свои усилия на подготовке научных кадров по математике. Л.И. Мокиевский закончил аспирантуру по экспериментальной физике при ЛГПИ им. А.И. Герцена и защитил кандидатскую диссертацию в 1957 году. Именно в эти годы на кафедре физики появляются первые научные экспериментальные установки. Автору настоящей статьи посчастливилось выполнять курсовую работу под руководством Л.И. Мокиевского на одной из таких установок по изучению термо-ЭДС.

         В период с 1960 года по инициативе Л.И. Мокиевского ежегодно посылаются в аспирантуру при ЛГПИ им. А.И. Герцена З.Н. Ивонинская, Г.Д. Копосов, Т.И. Глухова и Г.Д. Колпачников. В 1966 году Л.И. Мокиевский уезжает в г. Пензу по семейным обстоятельствам. Но запущенное им колесо закрутилось. К 1972 г. на кафедре физики уже работает 3 дипломированных специалиста (Т.И. Глухова, Г.Н. Колпачников, Г.Д. Копосов). Движение по вектору подготовки научных кадров через аспирантуру при ЛГПИ им. А.И. Герцена, заданному Л.И. Мокиевским, было продолжено и далее. Аспирантуру заканчивают А.Н. Суровцев, А.С. Крылов, М.С. Васькин. В итоге к середине 80-х годов на кафедре физики было уже 6 дипломированных специалистов.

         В 70-е годы появляется первая научная лаборатория по физике. Коллективными усилиями создаются установки: установка по созданию однородного распределения примеси, установка по электроискровой резке, установка по измерению электрических и гальваномагнитных свойств, установка по выращиванию ориентированных монокристаллов висмута. В 1984 году была выполнена первая хоздоговорная работа по созданию датчиков теплового потока на основе анизотропных термоэлементов.

         К концу 70-х годов на кафедре физики сложилась уникальная возможность создания своей научной школы: была научная лаборатория, были научные кадры. Но этой возможности не дано было реализоваться. Этому способствовал ряд обстоятельств. В институте дипломированные специалисты привлекаются к административной работе: Г.Н. Колпачников и А.С. Крылов были деканами физико-математического факультета, Г.Д. Копосов – зам. декана, М.С. Васькин – декан индустриально-педагогического факультета, Г.Н. Колпачников стал проректором по научной работе. Рубежным был 1986 год, когда А.Н. Суровцев и А.С. Крылов делегируются на вновь созданную кафедру информатики, а Г.Н. Колпачников уходит из института. Со стороны ректората отсутствовала заинтересованность в развитии физической науки на факультете. Так, в 1976 году, когда нам было предложено соучастие в хоздоговорной работе, ректор института Г.Г. Фруменков отказал, обвинив в желании получить дополнительный заработок. Проректор по учебной работе Ю.К. Новожилов сетовал на необходимость покупки приборов для физики и приводил в пример историю, где основными инструментами являются карандаш и бумага. Научная школа и не могла реализоваться в отсутствие явного лидера, а его не было.

         Резюмируя итоги второго периода, закончившегося к середине 80-х годов, следует отметить существенный прорыв в подготовке научных кадров по физике. По истокам образования этих кадров его по праву можно назвать ленинградским.

         Третий период, который начался на изломе 70–80 годов, по тем же соображениям следует назвать московским. Г.Н. Колпачников, став проректором по научной работе, решительно поменял ориентацию в подготовке кадров на московские вузы: МОПИ им. Н.К. Крупской и МГПИ им. В.И. Ленина. В первый из названных были направлены в аспирантуру Н.Я. Ушакова, А.К. Титов и В.Н. Попов. Во втором вузе прошли подготовку Л.А. Ворожцова и Л.Н. Шестаков. Все они успешно защитили диссертации. Более того, продолжив занятия наукой, в дальнейшем Л.Н. Шестаков (2002 г.) и В.Н. Попов (2007 г.) защитили докторские диссертации. Резюмируя итоги третьего периода, следует отметить повышение интенсивности в подготовке научных кадров. Но качественного сдвига по сравнению с предшествующим периодом не произошло. Кадры были, но своей науки ещё нет.

         Начало четвёртого периода относится к 1996 году, когда институт получает статус классического университета. Из физико-математического выделяются математический и физический факультеты. Новому статусу необходимо соответствовать. Назрела насущная необходимость в создании своих научных подразделений.

         Можно считать большой удачей то, что приглашённый для работы по совместительству профессор В.А. Ильин из МПГУ предложил тематику экспериментальных исследований (исследований мёрзлых влагосодержащих дисперсных сред) и согласился стать научным руководителем аспирантуры по специальности 01.04.07 – «физика конденсированного состояния». Уже в 1997 году состоялся первый приём в аспирантуру. Первым аспирантом кафедры общей физики стал О.Ю. Ешевский.

         Второй большой удачей явился приход на работу сложившегося и талантливого учёного Л.И. Меньшикова. Открывается аспирантура по специальности 01.04.02 – «теоретическая физика». Первым аспирантом становится М.К. Есеев.

         «Эффект присутствия» Л.И. Меньшикова и В.А. Ильина проявился и в том, что наши выпускники «пошли в науку». В первые 5 лет пребывания в статусе классического университета 7 выпускников поступили в аспирантуры вне нашего вуза. Все они состоялись как научные работники и шестеро защитили диссертации. И этот процесс продолжается. Только за последние 2 года 13 выпускников стали аспирантами.

         Третья удача – приезд на работу в 2000 году физика-теоретика В.И. Матвеева, ученого со сложившейся тематикой и методикой исследований. Он открывает третью аспирантуру по специальности 01.04.04 – «физическая электроника». Впечатляет продуктивность аспирантуры по этой специальности – 4 защитившихся выпускника.

         При кафедре общей физики работает ещё одна аспирантура по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика). Сначала она «молчала» по причине отсутствия желающих, но с 2002 года наблюдается оживление. Сейчас в ней обучается 4 человека, и один окончил с успешной защитой.

         Итак, в направлении подготовки научных кадров за последние 12 лет наблюдается явный прогресс. На физическом факультете 4 аспирантуры, связанных с физикой (плюс ещё одна специальность на кафедре информатики). С защитой окончило аспирантуру 7 человек. Число аспирантов на сегодняшний день составляет 9 человек. Факультет стал поставщиком кадров для аспирантур других вузов и НИИ. Своё будущее с наукой за это время связали 34 выпускника (!) факультета.

         Вторым достижением четвёртого этапа является появление научных подразделений. Пальму первенства держит Центр теоретической физики (научный руководитель – В.И. Матвеев). Уверенно держится учебно-научная Лаборатория физики дисперсных систем (научный руководитель – Г.Д. Копосов), ставшая базой для проведения научно-производственных практик студентов.

         На сегодня научный потенциал факультета представлен 4 докторами физико-математических наук (В.А. Ильин, В.И. Матвеев, В.Н. Попов, Л.Н. Шестаков), 13 кандидатами физико-математических наук (из них 6 являются выпускниками аспирантуры ПГУ), 3 кандидатами педагогических наук и 1 кандидатом технических наук. К началу же четвёртого периода, т.е. к 1995 г., на факультете работало 10 кандидатов наук.

         Следует подчеркнуть, что результаты, достигнутые в последний период истории науки и подготовки кадров по физике в АГПИ – ПГУ, в первую очередь связаны с изменением статуса вуза. Если до 1995 года выпускались только учителя физики и информатики, то сейчас при сохранении учительской специальности наличествует и специальность «физика». Именно выпускники по специальности «физика» пополняют ряды научных кадров в нашем институте и вне его.

         Для дальнейшего развития науки и подготовки научных кадров по физике необходимо решение ряда проблем. В первую очередь необходимо расширение материальной базы для экспериментальных исследований. Если для развития теоретического направления необходим квалифицированный ученый-лидер, то для развития экспериментального направления нужна еще и современная приборная база и площади для её размещения. Пока же следует признать, что база для экспериментальных исследований не соответствует уровню XXI века. Второе, на что необходимо обратить внимание – это выход на российский уровень. Одним из шагов в этом направлении должна быть организация маркетинга. Пока же в наших аспирантурах нет выпускников других вузов. Это должно заботить как руководство факультета, так и ректорат. Надо понимать, что без физической науки ПГУ будет неполноценным университетом.

    Г.Д.Копосов, зав.кафедрой общей физики (из юбилейного "Физического вестника" №6, 2007 г).

    П.П.Покотило (справа), первый зав. кафедрой физики, в лаборатории электричества
    Б.А.Кузнецов
    И.А.Плотицын, первый кандидат физико-математических наук в Архангельске
    З.Н.Ивонинская
    Т.И.Глухова в лаборатории механики
    А.Н.Суровцев, начало 80-х гг
    М.С.Васькин, начало 80-х гг
    А.К.Титов
    В.Н.Попов
    Л.Н.Шестаков, проректор по учебной работе, 2006 г
    О.Ю.Ешевский, 2003 г, после защиты кандидатской диссертации
    В.И.Матвеев