Содержание программ предметов естественного цикла в Архангельской духовной семинарии и их анализ
В число предметов естественнонаучного цикла, преподаваемых в Архангельской духовной семинарии,
входили: география, физика, естественная история и сельское хозяйство, медицина.
Начиналось преподавание этих наук со среднего отделения: в первый год обучения -
физика и естественная история; во второй год - продолжение курса естественной истории,
а также сельское хозяйство; в высшем отделении в первый год обучения продолжение курса
сельского хозяйства и медицина; во второй год - продолжение преподавания курса медицины.
Программа по физике
В Архангельской духовной семинарии преподавание физики началось с 1747 года и продолжалось на протяжении
всего периода её существования, в то время как, например, преподавание естественной истории и сельского хозяйства было прекращено и
это учебное время было отдано богословию. Всё это говорит о достаточно серьёзном внимании к фундаментальным исследованиям и в то же
время о понимании важности знаний о неживой природе.
Изучение физики велось по следующей программе (середина XIX века). Во введении к курсу «Физика»
рассматривались понятие о физике, цель и определение физики. Следует отметить, что в это время в самой физике как науке
происходили революционные перемены, различные разрозненные её разделы сближались, и постепенно складывалась единая
физическая картина мира. В Архангельской духовной семинарии в основном курсе физики изучались следующие темы: «об общих
свойствах тел, о силе тяжести, о воде, о воздухе, о теплотворе, о свете, об электричестве, о гальванизме, о магнетизме».
В главе «Об общих свойствах тел» давались понятия о теле, рассматривались три возможных
состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное («воздухообразное»). Свойства тел: протяженность и форма тел, свойства
«проницаемости и непроницаемости тел» (по всей видимости, здесь рассматривалась способность тел в разных агрегатных состояниях
препятствовать прохождению сквозь них других тел), сжимаемость, «притяжимость» (скорее всего, здесь имелась в виду
способность твёрдых тел сохранять свою форму и объём, жидких – только объём, и отсутствие у газообразных тел собственных
объёма и формы) и упругость тел.
В главе второй рассматривалось понятие о силе тяжести, её действии на тела, о плотности
земного шара и веществ, входящих в его состав.
В главе «О воде» рассказывается о составных частях воды, равномерном давлении жидкостей,
о равновесии жидких тел (в современной формулировке – закон Паскаля для жидкостей и закон сообщающихся сосудов).
Глава четвёртая посвящена воздуху. В ней говорится о составных частях воздуха и об
отличительных свойствах газов, всестороннем давлении воздуха (закон Паскаля для газов), о величине давления воздуха,
о барометре.
В пятой главе давалось понятие о «теплотворе, его свойствах: распространяться во
все стороны в виде лучей или прямых линий, об отражательной способности тел относительно теплотвора» («теплотвор»,
или иначе «теплород» - невесомая субстанция, присутствующая в каждом теле и являющаяся причиной тепловых явлений;
подразумевается современное понятие «количество теплоты», и рассматривается теплопередача излучением), о термометрах,
о теплопроводности тел: а) жидких, б) твёрдых, в) воздухообразных, о тепловом расширении тел, их таянии и плавлении,
о плотности и упругости паров, «о причинах неравноправного разделения теплопровода по земной поверхности» (здесь,
скорее всего, рассматривались вопросы о тёплых и холодных водных и воздушных течениях в Мировом океане и атмосфере),
в конце главы перечислены «водяные метеоры» (от греческого meteoros – «парящий в воздухе»): а) роса, б) иней, в) туман,
г) облака, д) дождь, е) снег.
Шестая глава рассказывала о свете. В ней давались теории света, явления света,
катоптрика (раздел оптики, в котором изучается теория изображений, получаемых в зеркально отражающих поверхностях),
диоптрика (раздел оптики, в котором изучается теория изображений, получаемых при преломлении света в прозрачных телах –
линзах, призмах и т.д.), хроматизм (устаревшее название учения о цвете), зрение.
Глава седьмая посвящена электричеству (в современной терминологии точнее говорить об
«электростатике»). Она включает в себя понятие о электричестве, его проводниках и непроводниках (теперь – диэлектриках),
электричество стекла и смолы (то есть электризация тел трением – например, стекла о шёлк, янтаря (греч. «elektron» -
смола, янтарь) о шерсть), взаимное притяжение разнородных и отталкивание однородных предметов (закон Кулона о
взаимодействии электрических зарядов), теория электричества, его распространение, электрическая машина и электрофор
(различные разновидности устройств для накапливания электрического заряда на телах за счёт электризации трением),
лейденская банка (первый электрический конденсатор – ртуть, налитая в сосуд, и металлическая фольга, обворачивающая сосуд,
играют роль обкладок), электрическая батарея (батарея конденсаторов).
В восьмой главе речь идет о гальванизме (в современной терминологии – учение о постоянном
электрическом токе). В ней даются понятия о гальванизме, о гальванических батареях, действия гальванического тока: а)
физические, б) физиологические, в) химические.
Заключительная, девятая, глава называется «Магнетизм». Это был для того времени
самый передовой край физической науки. Она включает в себя следующие пункты: естественный магнетизм, понятие о
магнетизме, магнитные полюса, распространение магнетизма в магните (видимо, имеется в виду ослабление магнитных
свойств в удалённых от полюсов частях магнита), различие в магнитных полюсах, влияние магнита на железо, сила,
задерживающая магнетизм (то есть магнитная экранировка, или защита от магнитного поля), приготовление искусственных
магнитов, северный и южный полюсы магнита, «намагничивание посредством света и тепла» (?) (по всей видимости,
здесь рассматривали некоторые теории того времени, не получившие дальнейшего подтверждения), магнитные отклонения
и склонения от земного магнетизма (то есть в современных терминах магнитное поле Земли, его интенсивность и форма),
влияние магнитной земли на мягкое железо (не совсем ясно, о чём шла речь).
Таким образом, в рассматриваемом курсе достаточно подробно были рассмотрены
все основные физические теории того времени (естественно, не на университетском, но всё-таки достаточно
высоком уровне). Хочется отметить только практически полное отсутствие кинематики и динамики, то есть
Ньютоновской механики (рассказывалось только о силе тяжести). В то же время очень подробно освещались
вопросы строения вещества и термодинамики (главы 1 и 5) и электродинамики (главы 7, 8 и 9).
По окончании курса ученики получали для того времени хорошие и систематические знания по физике.
Авторы: Гуралецкая Я.А., Ешевский О.Ю.
|