Нас хорошо учили
54 года тому назад в Архангельском педагогическом институте была набрана очередная группа студентов-физиков из
28 девчонок и одного юноши.
Через 4 года этим внешне почти не изменившимся девушкам и единственному молодому человеку вручили дипломы о высшем
образовании, в которых молодые люди были названы учителями физики и электротехники.
Разъехавшись по местам своего «распределения» и встав перед классом, мы с радостью осознали, что, оказывается,
что-то умеем, чему-то научились за прошедшие 4 года учёбы.
Оказалось, что мы умеем овладевать вниманием класса, а классы нередко были по 40 человек. Оказалось, что наши
преподаватели научили нас тому, что называется в методике «постановкой темы урока», то есть мы знали, как возбудить
интерес и даже были способны возбудить интерес учащихся к физическим явлениям и проблемам. Мы уже тогда понимали,
что урок, на котором ученикам неинтересно – это плохой урок.
Подготовка к уроку, как учил нас Валерий Анатольевич Ивонинский, - это такая же важная часть урока, как и проведение
самого урока, а на первых порах даже более важная. Подготовка к уроку, по мнению нашего методиста, должна начинаться
с подробного конспекта по принципу «учитель – ученик». На педпрактике, например, такой конспект одного урока
переписывался по 3-4 раза, а объём его равнялся школьной тетради в 12-18 листов. Нам рекомендовали писать именно
такие конспекты к каждому уроку в течение всего первого года работы в школе, что мы и делали вполне добросовестно.
Личный пример добросовестного отношения к делу давали нам наши преподаватели: Дубровин Павел Васильевич, Чирцов
Антон Дмитриевич, Кузнецов Борис Алексеевич, Ивонинский Валерий Анатольевич и др.
Павел Васильевич не только читал понятные и интересные лекции по общей физике, но и никогда не забывал обратить
наше внимание на методику изложения, рассматривал разные варианты изложения материала.
В то время студенты-физики не спешили домой после лекций, а оставались в аудиториях и лабораториях. Собравшись
маленькими группами, решали задачи или готовились к лабораторным работам. В таких случаях нередко заглядывал в
аудиторию Павел Васильевич, чтобы побеседовать с нами … о физике. Темы бесед возникали произвольно, но диапазон
их простирался от объяснения каких-то конкретных явлений до философского их осмысления. Павел Васильевич, что
называется, «будил нашу мысль». Беседы с ним обогащали и воспитывали.
Антона Дмитриевича Чирцова и его лабораторию демонстрационного эксперимента мы славили! Пройдя практикум в этой
лаборатории, мы не встречали в школе прибора, который был бы нам неизвестен. Чем больше по размерам был в школе
физкабинет, чем больше в нём было шкафов, забитых приборами, тем радостнее было начинать работу, потому что «всё
можно было показать». «Сначала показать явление, потом его объяснить» - таким был подход к изучению физики в этой лаборатории.
Зачёт по изготовлению прибора собственными руками – вот, наверное, вершина этого учебного курса, называемого
методикой демонстрационного эксперимента. Где-нибудь в шкафах или на складе этой лаборатории можно найти, например,
трансформатор Тесла со вторичной катушкой метровой длины. Сноп разряда с шарика этой катушки имел длину 10-15 см.
Мы были горды этой своей «игрушкой»: все её элементы сделаны руками двух девушек-студенток, Лены Докучаевой и
автора этих воспоминаний.
Чтобы мы могли такой прибор сделать, нас «пропустили» через учебные мастерские. Сначала работа с деревом, потом с
металлом, потом со стеклом, со схемами, затем черчение, изготовление плакатов, пайка. Мы умели всё, что от нас мог
потребовать школьный кабинет физики.
Вспоминается, что к началу 1,5-часового практикума всегда все приборы в лаборатории демонстрационного эксперимента
были в идеальном рабочем состоянии. Две замечательные женщины-лаборантки, фамилии которых, к сожалению, не запомнились,
тоже остались в памяти, как образец исполнения лаборантских обязанностей (выполнять обязанности лаборанта приходится,
увы, большинству учителей физики).
Лекции по методике физики читали нам Борис Алексеевич Кузнецов и Валерий Анатольевич Ивонинский. Оригинальные методики
по разным темам, предложенные Б.А.Кузнецовым, были оценены нами не всегда в первый год работы. Но по мере накопления
нашего педагогического опыта приходило осознание ценности этих методик.
С особой благодарностью наш выпуск вспоминает В.А.Ивонинского, его работу во время последней педпрактики. Прежде всего,
это проводимые им самим уроки. Об этих образцовых уроках мы говорили: «как симфонию разыгрывает». На подготовку и
обсуждение уроков практикантов Валерий Анатольевич не жалел ни времени, ни сил. Творчество, мастерство и тактичность
были перед нами в его лице. Кроме того, Валерий Анатольевич держал нас в курсе новых публикаций по методике физики.
Декан факультета Алиса Христиановна Дрихель читала физикам только курс аналитической геометрии, но присутствие Алисы
Христиановны на факультете ощущалось всегда. У нас в группе училась её племянница Таня Дрихель, которая свою тётю
звала Аленькой. Нам это новое имя декана очень понравилось, и мы за глаза начали звать Алису Христиановну Аленькой.
Это ласковое имя отражало суть этой умной и доброй женщины. Нас, девчонок, особенно трогала её материнская забота
о нас, Один эпизод - перед нашим выпускным балом Алиса Христиановна обращается к нам: «Девочки, только на балу вы
не танцуйте друг с другом, мы же пригласили мальчиков».
Одним словом, наши преподаватели нас любили и всегда помнили о том, что учат тех, кто сам скоро станет учить других,
и они хотели, чтобы их любовь передавалась дальше.
В этом году нас собрало вместе желание вспомнить свою молодость и свою альма-матер, которой мы гордимся и сейчас,
через 50 лет после расставания с ней.
Эльба Ивановна Назарова, выпускница физико-математического факультета АГПИ 1957 года.
|