|
Валентина Александровна Левина
Экспериментальный выпуск 1966 года
В школе вводили профессиональную подготовку, вели военное дело и переходили с 10-летки на
11-летку. Мы окончили школу последними десятиклассниками.
Поступили в пединститут в 1962 году на физмат на 5-летнее обучение. Закончив первый курс,
счастливые уехали домой. Приехав на второй курс, попадаем на собрание, где голосуем за 4 года обучения, и нас делят на
физиков и математиков. Физиков меньше и кое-кого уговаривают на физику перейти, и в их числе я (Левина Валя) и Титова
Люда. Дубровин (декан) сформировал довольно сильную группу физиков. Он знал, что часть материала 1-го курса нам нужно
будет по физике дорабатывать, так как по плану на 1-м курсе физики учили меньше. Поэтому наш план учебный был плотный
и с большим количеством лабораторных.
Отменили медподготовку, и мы стали невоеннообязанными учителями. Вместо этого мы изучали
технику безопасности.
Когда мы заканчивали институт, было два выпуска – 5-курсников и 4-курсников. Поступает указ –
заполнить отдалённые районы области квалифицированными кадрами. Распределение в глубинку, а вместо диплома – розовая ценная
бумага с правом обмена на диплом после года отработки. Слёз на распределении было много, а ещё больше – когда приехали на
места. Приём был разный, а диплома на руках нет. Быстро это положение упразднили и после Нового года мы получили дипломы,
все в разное время – кто когда смог приехать.
В школах заменяли руководящие кадры на учителей с высшим образованием. Зарплата была 80 рублей,
давали вовремя, по четыре красных десятки в аванс и получку, поэтому работали с перегрузкой, жили по молодости весело и
интересно.
На вступительных экзаменах сдавали: математика – письменно, физика – устно, математика – устно,
сочинение и иностранный язык. Выдержать это и не обрадоваться поступлению было нельзя.
Первый курс живём в деревянной «семисотке» - 11 человек в комнате официально (13- неофициально).
Стол и 4 стула посередине комнаты. Теоремы по математике учили на койке, писали за столом по очереди, топили печку из
коридора, варили пельмени в большой кастрюле, дрова добывали во дворе из-под снега с помощью соседей-физвозников. Переход
на второй курс и в каменное здание у института считали раем. Плитки в комнатах не разрешали, питались в столовой на выходе
из парка, носили в судках домой, экономили, но жили дружно и весело.
Были интересные факультетские вечера, дни здоровья в Малых Карелах и традиционные
туристические походы физмата.
Очень интересные и каждый со своими особенностями были преподаватели.
Мокиевский – толковый, с юмором, внимательный преподаватель физики. Очень любили его лекции,
и даже экзамен он принимал по-разному, любил задавать свои задачи, а оптику уже принимал на первых специальных машинах,
где были тесты, составленные им самим.
Дубровин – декан, вёл механику и молекулярную физику. На лекциях показывал опыты (такой
высокий мужчина – и на скамье Жуковского!). Принимал у каждого 100 задач по термеху.
Матлин – вёл аналитическую геометрию и был нашей «классной дамой» - очень внимательный
интеллигентный преподаватель.
Э.О.Зеель учил нас интегралам и мягко издевался на зачётах, но мы любили и уважали его
умные работы. Ездил с нами на картошку.
Копосов принимал физику на вступительных экзаменах, а потом на 4-м курсе вёл практикум по
оптике и квантовой физике. Всегда очень аккуратный, красивый, спокойный товарищ.
Плотицын читал высшую алгебру, это столько уравнений, и всё на память. Очень добрый человек.
Заезжали на учёбу на пароме левый берег – Архангельск, уезжали с временного вокзала по
железнодорожному мосту. Работали на субботниках на строительстве моста.
Выпускница 1966 г, Левина Валентина Александровна, шк. №2 г. Няндома.
|
|